ТАМАРА ШИПИЦИНА. ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ДЕРЕВНЕ ЖУРАВИЖНОЕ
В 2023 году в студии «Тихая» заработала арт-резиденция, одним из первых гостей которой стала художница Тамара Шипицина. Я познакомилась с ней в 2021 году, когда в порыве внезапного любопытства поехала к куратору Антону Вальковскому в Волгоград — на Биеннале трудного наследия. Встреча была короткой, но я запомнила, что Тамара изучает и продвигает печатную графику, а также умеет изящно обращаться с историей — личной и публичной. Такое сочетание прикладных навыков со смысловой специализацией — прекрасный багаж для участия в арт-резиденции, предполагающей обмен опытом с другими художниками и погружение в локальный контекст.
Резиденты «Тихой» были не против кандидатуры Тамары. Мы с Артёмом Филатовым запросили у нее портфолио, затем созвонились. Казалось, что эти переговоры — формальный ритуал обмена любезностями и уточнения условий, но дело приняло неожиданный оборот. Оказалось, что отец Тамары из Нижегородской (в то время — Горьковской) области. Его мама, бабушка, тетушки — из деревни Журавижное, затаившейся в глуши семеновских лесов. Служил, работал. Переехал из Горького в Волгоград. Женился, развелся. Дочь Тамара и ее брат остались с мамой, и связь с папиной родней прервалась. Пока дети взрослели, деревня старела и пустела, превращаясь в заросший травами луг, на котором одиноко стоит единственная избушка — дом тамариной семьи. Удивительно, но Журавижное, небольшое поселение в одну улицу и три десятка домов, стало причиной появления нескольких культурных артефактов.
Альберт Печекладов, уроженец деревни, скомпоновал из доступных ему источников ее историю, которую впоследствии сумел издать. Художник Алексей Ляшков написал несколько журавиженских пейзажей, а героиней одной из его картин стала бабушка Тамары. Отец Тамары, фотограф-любитель, запечатлел процесс исчезновения деревни — на его снимках, сделанных в 1990—2010-е, можно проследить, как дом за домом Журавижное превращается в руину и растворяется в природном ландшафте. Таким образом в исследовании Тамары появилось несколько линий — текстовая, фотографическая и художественная. Так возникла комбинация выставки «Путь в Журавижное» в «Тихой» и настоящего издания.
Пройдет время, и последний дом Журавижного сохранится только на страницах книги. В этот момент «Путь в Журавижное» станет ковчегом памяти и воспоминаний, кусочком янтаря, в котором навсегда застынет история одной деревни.

Алиса Савицкая
Издание подготовлено в рамках арт-резиденции в студии «Тихая», организованной при поддержке Правительства Нижегородской области и Команды креативных практик АНО «Центр 800»